Человек и мотоцикл в чем-то схожи. Мотоцикл, как и его
владелец, любит качественно поесть, временами жалуется на здоровье и за
свою жизнь, бывает, сменяет нескольких партнеров. А иногда и выделяется
из своей, "серийной", толпы эксклюзивностью и оригинальным тюнингом.
Одним из способов придать неповторимость апарату является аэрография -
нанесение изображений на поверхность мотоцикла.
Как один из видов тюнинга, аэрография возникла в конце 50-х
годов в Америке. Именно тогда были изобретены баллоны, способные под
давлением распылить краску и четко нанести рисунок на один из элементов
транспортного средства. Говорят, некоторые художники одно время
разрисовывали машины кисточками, до тех пор, пока эта технология не
стала более простой. В начале 90-х "эйрбрашинг" появился в СНГ (сейчас
страна переживает настоящий "бум" мото росписи), а несколько лет назад
разрисованные моцы стали появляться и на наших дорогах.
Большая часть рисунков на кузовах белорусских машин выполнена
на низком "гаражном" уровне - профессионалов автоживописи в стране
единицы. По словам мастера аэрографии Александра Ладутько, в Беларуси
много высококлассных художников, способных создать неплохие "картины"
для авто и мото, но успешно выполнить их на кузове при помощи аэрографа
им вряд ли удастся.
- Чтобы стать профессионалом в области автомобильной и мото
аэрографии, необходимо выработать технологию раскраски, - рассказывает
Александр. - Учебных пособий, справочников или другой литературы по
аэрографии нет, поэтому каждый художник сам разрабатывает
технологические процессы и держит их в секрете. Нанесенное изображение
должно быть технически безупречным - ведь владельцам разрисованных
транспортных средств нужно дать максимальную гарантию сохранности
покрытия. Естественно, профессионал "мото и авто татуировки" должен
быть хорошим художником - ведь искусству обращения с аэрографом можно
обучить, а чтобы грамотно выразить определенную идею, нужно иметь "за
плечами" академическое образование.
На создание первоначального эскиза чаще всего уходит один
рабочий день. Дальше судьбу рисунка определяет заказчик, и иногда сюжет
разрабатывается в течение месяца. Иногда автовладелец приходит со своей
темой, чаще всего с образом, увиденным в журнале или по телевизору.
Несут и фотографии, мол, с одной часть возьми и с другой. Настоящие
профессионалы не сторонники копирования - "содранное" изображение уже
нельзя назвать эксклюзивным.
Самый популярный мотив для рисунков - "агрессия" (жесткие
графические "переплетения"). В этом плане наши автомобилисты и
мотоциклисты отличаются от россиян, где явным лидером аэрографических
"шедевров" является касатка (именно этот океанский хищник красуется на
большей части московских разрисованных авто). В моде также лесные и
экзотические животные. Постепенно приобретает известность и своих
поклонников новый стиль - "биомеханика" - изображения биологических
монстров со сложными механизмами. У истоков этого нового веяния
(пришедшего не только в аэрографию, но и в татуировку) стоял
швейцарский художник Ханс Гигер, делавший эскизы к фильму "Чужой".
При создании изображения прежде всего учитывается пластика
автомобиля - к примеру, спортивной технике идеально подойдет
стремительный, динамический и агрессивный рисунок. Затем внимание
обращается на цвет транспортного средства - легче всего работать с
белым. Хотя принципиальной разницы нет - определенную тематику можно
обыграть таким образом, что она свободно будет сочетаться с любым
цветом. С мотоциклами (в особенности с "чопперами") дело обстоит
посложнее - здесь живописный шедевр необходимо увязать со всеми
техническими узлами.
Сам процесс нанесения "тату" на "тело" автомобиля занимает от
семи дней (рисунок на капоте с небольшим выходом на "крылья") до двух с
половиной недель (полная раскраска минивэна). В принципе, не так и
много, учитывая, что рисунок может оставаться на кузове машины в
течение всей ее "жизни".
Перед полной раскраской транспортное средство проходит
специальную подготовку (красится и матуется), а после нанесения
изображения покрывается лаком и полируется. Поэтому и стоимость
аэрографии - не из разряда дешевых. Например, в России полностью
разрисовать авто обойдется в 7 тысяч долларов, а чтобы покрыть рисунком
один из элементов кузова (будь то капот или крыло), придется
"отстегнуть" минимум 700 "вечнозеленых". У нас же это удовольствие
стоит в 2-3 раза дешевле.
Кстати, бытующее мнение о том, что роспись заказывают только
владельцы новых и дорогих авто - не более чем заблуждение. Сейчас на
улицах столицы можно увидеть раскрашенную "Хонду", чей возраст недавно
перевалил за 20! Еще один миф - о том, что водители "татуированного"
транспорта имеют проблемы с "гаишниками", - также не имеет под собой
оснований. Если сотрудники ГАИ и останавливают машину с рисунком, то
только для того, чтобы хорошенько ее рассмотреть.
Всего же в Украине количество машин с профессиональной
художественной аэрографией можно сосчитать на пальцах двух рук
(автомобили с заурядными "шашечками" и раскраской-"хамелеон" в расчет
не идут). помимо этого, сюда нужно прибавить еще около двух десятков
расписанных мотоциклов. Не так уж и много для немаленькой страны. Но
так и должно быть, ведь из вида тюнинга автомобильная живопись
постепенно переросла в искусство, причем искусство эксклюзивное, а
потому элитарное и дорогое, прикоснуться к которому могут позволить
себе лишь немногие. А заодно стала своеобразным средством самовыражения
- благодаря ей может приобрести индивидуальность не только автомобиль,
но и его владелец.
|